UNREAD_POST 14 июл 2019, 00:48

Mobilis In Mobili

Подводная лодка, обозначенная как O-12 в морском жаргоне США, имеет длину 175 футов. Даже по меркам начала 30-х годов она была не особенно впечатляющим зрелищем, с непродолжительной карьерой, блуждающей по тогдашней тихой зоне Панамского канала. Выведенный из эксплуатации 17 июня 1924 года, ее отправили в военно-морской верфи Филадельфии в ожидании сдачи на слом. Это было ничем не примечательной судьбой для относительно ничем не примечательного судна, и если события действительно разыгрывались именно таким образом, то сомнительно воспоминание об О-12.жил бы мимо какого-то затхлого военно-морского архива. Это раннее и шаткое устройство для плавания под волнами, однако, было предназначено для больших вещей, так как она стала первой машиной, которая унесет людей мимо - или, скорее, под - одной из последних великих неизведанных границ, которые может предложить Земля.

Рассматриваемая лодка была почти античной. Перед американским вступлением в Первую мировую войну она была построена в 1916 году компанией Lake Torpedo Boat Company из Бриджпорта, штат Коннектикут, имеющей номер корпуса SS-73. Неожиданно ее окончательная судьба в руках филадельфийских скребков была ограничена эксцентричным австралийским джентльменом, хотя можно с уверенностью предположить, что в штаб-квартире ВМС США не пролились слезы, когда он предложил снять ее с рук военно-морского флота. O-12была дана новая, хотя и в конечном итоге краткая, аренда жизни в путешествии, которое должно было охватить широту Атлантического океана и пройти за край Северного полярного круга. Это была экспедиция, которая в буквальном смысле слова пошла бы туда, куда раньше никто не шел, продвигая передовые рубежи науки ... одновременно угрожая всем, кто связан с водяными могилами и финансовым крахом.

Юбер Уилкинс
Юбер Уилкинс
На первый взгляд Хьюберт Уилкинс мог показаться маловероятным кандидатом на роль полярника. Родился в 1888 году на благоухающей горе Брайан, Южная Австралия, он был тринадцатым ребенком в семье пионеров-овцеводов. Его первое занятие - несколько стереотипно - было занятием кенгуру. Интерес юного Хьюберта к метеорологии пробудился в раннем возрасте, возможно, как побочный эффект детства, проведенного в подверженной засухе австралийской глубинке, где средства к существованию часто зависели от способности предсказывать погоду и климат. Вскоре он стал молодым человеком со множеством талантов: авиатор, фотограф, журналист и исследователь. Его ранняя взрослая жизнь была в значительной степени проведена за пределами его родной Австралии, поначалу сопровождая османскую армию в качестве фотографа во время Первой Балканской войны в 1912 году.

Именно во время этой экспедиции Уилкинс впервые предполагал использовать подводную лодку для исследования полярных регионов, и в течение следующих нескольких лет он сформулировал план по превращению концепции в реальность. Он укрепил свою репутацию исследователя Арктики в 1928 году, когда совершил изнурительный двадцатичасовой перелет с Аляски на Шпицберген, новаторский подвиг в аэронавтике, который принес ему рыцарское звание благодаря достижениям короля Георга В. Уилкинса, к этому моменту также принес ему внимание американского газетного магната Рэндольфа Херста, который увидел в Уилкинсе тот вид джентльменского авантюризма, который потенциально может стать неотразимым материалом на первой полосе. В 1929 году Херст пригласил Уилкинса совершить кругосветный полет на борту одного из технологических чудес межвоенной Европы - дирижабля " Граф Цеппелин"., Это сделало Уилкинса, возможно, без ведома самого себя, первым австралийцем, совершившим кругосветное плавание на воздушном корабле.

В то время как на борту Граф Цеппелин , Уилкинс придумал подходящий грандиозный способ привлечь спонсоров в свою запланированную субполярную экспедицию: предположим, его подводная лодка должна была прорваться сквозь лед и встретиться с Графом Цеппелином на самом географическом Северном полюсе? Мероприятие, безусловно, станет зрелищем в средствах массовой информации, освещая первую полосу каждой газеты на планете. Услышав о плане Уилкинса, Херст был в восторге и предложил финансовую поддержку в виде 250 000 долларов, или примерно 13 миллионов долларов в современных долларах. Этого, дополненного дополнительными средствами богатого авантюриста Линкольна Эллсворта в следующем году, было достаточно, чтобы предложить Уилкинсу финансовую базу для его амбициозного путешествия.

С газетной империей Херста за его спиной, информация о предстоящей экспедиции Уилкинса достигла каждого уголка Америки и за ее пределами. Даже Уолт Дисней был взволнован этим планом, и он послал Уилкинсу личную, нарисованную от руки карту с изображением Микки Мауса на ледяной инкрустации подводной лодки. За символическую сумму в один доллар в год Уилкинс арендовал выведенную из эксплуатации подводную лодку у ВМС США, старинную лодку O-класса времен Первой мировой войны - O-12 . Он нанял команду, чтобы обслуживать его недавно приобретенное судно, и приступил к модернизации стареющей подводной лодки с батареей научного оборудования и технических дополнений. В тревожном предзнаменовании того, что должно произойти, изменения были результатом догадок, а не опыта, поскольку кораблестроитель никогда прежде не производил суда, пригодные для арктических вод.

В 1931 году, после года работы, лодка Уилкинса была готова. Внешние модификации превратили старую подводную лодку класса O в своеобразное и нетрадиционное подводное судно, мало похожее на устаревшее судно, из которого она была построена. Среди дополнений была тренировка, направленная вверх, которая позволила бы экипажу пробиться сквозь лед и спастись в случае чрезвычайной ситуации. Сверхмощный амортизатор был прикреплен к носовой части судна, чтобы выдержать воздействие дрейфующих кусков льда. Большой гидравлический «шпунт» был установлен за боевой башней, предназначенный для того, чтобы закрепиться на льду сверху в грубой форме предотвращения столкновений. На верхней части корпуса были установлены большие деревянные полозья, предназначенные для отклонения льда при погружениях и под водой. Одна из более новых идей заключалась в том, что торпедная комната превращалась в камеру давления,


24 марта 1931 года подводная лодка была готова к церемонии присвоения имен в Бруклинском военно-морском дворе в Нью-Йорке. Поскольку Запрет был в полном разгаре, жена Уилкинса, Сюзанна Беннетт Уилкинс, использовала кубики льда, чтобы окрестить судно Nautilus , после подводной лодки в классическом приключенческом романе Жюля Верна « 20 000 лиг под морем» . Среди присутствующих сановников был Жан-Жюль Верн, внук легендарного пионера научной фантастики. Оркестр исполнил «Марсельезу» , и в качестве последнего уважения французскому писателю Уилкинс прикрепил к корпусу мемориальную доску, на которой три слова на латыни излагали девиз капитана Немо - Mobilis In Mobili , «движущийся среди движения».

Первая из многих проблем обнаружилась, когда Наутилус начал свои морские испытания, когда подводная лодка случайно опустилась ниже ее максимальной глубины. Экипаж, наконец, опустошил балластные танки, и « Наутилус» всплыл на поверхность, хотя огромное внешнее давление привело к повреждению, которое необходимо было отремонтировать, прежде чем она смогла продолжить. Экспедиция отстала от графика еще до того, как началась, и газеты, которые когда-то были настолько увлечены его амбициозным путешествием, начали направлять непристойную критику в адрес Уилкинса, которого они обвиняли в безрассудном риске. Критика не была безосновательной, поскольку старый и относительно ненадежный « Наутилус» породил неудобную возможность того, что подводная лодка может стать могилой экипажа.

Наконец « Наутилус» и ее команда из двадцати человек, включая Уилкинса, отправились из Нью-Йорка. Первый порт захода: Плимут, Англия; затем Берген, Норвегия; и далее на Северный полюс через Шпицберген. Это было грандиозное путешествие, которое займет около четырех недель, если предположить, что все прошло хорошо. Задержка, вызванная ремонтом, также имела нежелательный побочный эффект превращения предприятия в гонку со временем. Вскоре яростные осенние бури охватили Арктику, а это означало, что окно возможностей экспедиции закрывалось с пугающей быстротой. Устаревшая технология Наутилусатакже означало, что проводить длительные сеансы под водой, чтобы выдержать плохую погоду - как это умеют современные подводные лодки - не было надежным вариантом. Подводные лодки класса O, построенные в конце 1910-х годов, пришли из эпохи, когда подводные лодки все еще были в первую очередь спроектированы как надводные корабли, и, как таковые, были способны погружаться под воду только в относительно короткие сроки.

Всего за одну неделю в трансатлантическом походе Наутилус столкнулся с бурными морями. Экипаж страдал от сильной морской болезни, когда подводная лодка крутилась на сотни градусов в массивных волнах. Хуже того, двигатели отключены. Экипаж предпринял попытку ремонта после того, как шторм утих, но на борту не было необходимых запасных частей. Некоторые из команды начали питать вторые мысли - осознание того, что подводная лодка, которая должна была доставить их под арктический лед и обратно, была в неоптимальном состоянии. Находясь в середине Атлантического океана без двигателя, у экипажа не было другого выбора, кроме как отправить SOS и надеяться, что кто-то слушает.

Случайно, дредноут USS Wyoming был в непосредственной близости, и она парила на помощь Nautilus . Военный корабль предложил отбуксировать судно в Англию, хотя экипаж « Наутилуса» стоял раздельно. Некоторые хотели довести миссию до конца, в то время как другие, не будучи убежденными в мореходности Наутилуса, хотели отправиться в следующий порт захода. Вайоминг , наконец , доставил пострадавшего Nautilus на Британских островах, хотя подводная лодка снова нуждается в капитальном ремонте. В этот момент Уилкинс с полным основанием беспокоился, что они не смогут добраться до Арктики до наступления зимы, и его проблемы только усилились, поскольку еще один драгоценный месяц был потерян в сухом доке.

Иллюстрация в разрезе журнала «Наутилус для современной механики», 1931
Иллюстрация в разрезе журнала « Наутилус для современной механики», 1931
Nautilus наконец оставил сухой док и пропаренный на север. На этот раз путешествие из Плимута в Берген было, к счастью, без инцидентов и технических сбоев. Оказавшись в Норвегии, начались последние приготовления к плаванию подо льдом, поскольку на борту были припасены припасы и научное оборудование. Новые члены экипажа присоединились, среди них, Харальд Свердруп из Норвегии - один из ведущих мировых экспертов в области океанографии.

Неустрашимый Уилкинс был готов отправиться на Северный полюс, когда получил телеграмму от своего богатого спонсора-промышленника Рэндольфа Херста. Херст утверждал, что Уилкинс должен прервать экспедицию и повторить попытку в следующем году. Несмотря на просьбы своего спонсора, Уилкинс отправился на Северный полюс. После последней остановки на Шпицбергене « Наутилус», наконец, установил курс на полярную ледяную шапку. Когда они шли к все более северным широтам, членам экипажа напомнили, что они пилотируют подводную лодку, которая изначально не была построена с учетом таких холодных вод. Внутри корпуса условия неуклонно приближались к ужасным уровням, поскольку температура быстро падала.

Несмотря на холод, члены экипажа начали развертывать свои эксперименты. Свердруп, океанограф, использовал специально разработанный маятник для измерения силы тяжести Земли. Он знал, что сила тяжести неоднородна, она меняется от места к месту в мельчайших пределах - чем ближе она к ядру Земли, тем сильнее действуют гравитационные силы и тем быстрее маятник должен качаться. Как и предполагалось, Свердруп заметил, как его маятник качается быстрее в полярных регионах, чем на экваторе Земли. Хотя измерения, проведенные ранее, показали, что Земля не была идеальным шаром, отчасти благодаря работе Свердрупа на борту « Наутилуса» мы теперь знаем, что Земля представляет собой сплюснутый сфероид - форма, которая почти сферическая, но с небольшим выпуклость на экваторе.